Неформальные объединения молодёжи асоциальной направленности


Неформальные объединения молодёжи асоциальной направленности
Противостоящие обществу и представляющие для него опасность социальные группы с криминальной ориентацией. Социальные предпосылки их возникновения: кризис общества и семьи, социальная несправедливость, бюрократизм государственных. и общественных организаций и особенно учебно-воспитательных учреждений, неразработанность систем социального воспитания, плохая организация досуга, а в результате - разочарование молодёжи в нравственных идеалах и ценностях общества, формирование взглядов и норм, вступающих в противоречие с общепринятыми.

В отечественной науке вопросы подростковых и юношеских НО активно разрабатывались до революции (В. Александров, М.Н. Гернет, Д.А. Дриль. В Д. Набоков, В.А. Сологуб, Ф. Савенко и др.) и в 1920-е гг. (3.А. Аркин, В.М. Бехтерев, Н.П. Белецкая, М.П. Беляев, Л.И. Войтоловский, А.С. Залужный и др.), а затем, вплоть до 1960-х гг., внимания им почти не уделялось. В дальнейшем по проблеме возникновения и функционирования НОМ сложились три основных подхода. Согласно первому (Л.П. Буева, И.И. Карпец, И.С. Кон, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова. Ф.С. Махов, Т.Н. Мальковская, Б.Д. Парыгин и др.), проблема НО актуальна для всех стран и порождена, в первую очередь, глубоким кризисом существующих моделей социализации личности. Сторонники второго подхода (М.А. Алемаскин, Ю.В. Гербеев. Л.М. Зюбин. К.Е. Игошев, А.А. Кочетов. Г.М. Миньковский. А.В. Мудрик, И.А. Невский, Л.И. Новикова и др.) считают, что всегда имеются предпосылки неформального движения молодежи из-за: борьбы молодых людей за свои права; протеста против несправедливости; специфичной молодежной субкультуры и др. Представители третьего подхода (Л.Г. Алексеева, И.П. Башкатов, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, В.Г. Деев, А.И. Островский, И.С. Полонский, А.Р. Ратинов, А.М. Яковлев и др.), объединяя положения первых двух подходов, акцентирует внимание на психолого-педагогических особенностях членов и механизмах образования НО У подростков 11-17 лет преобладает ориентация на личностные интересы и потребности, а формы самореализации не самостоятельны, а поэтому движущими силами их сплочения выступают механизмы групповой интеграции: заражение, подражание, внушение, убеждение, принуждение. Нередко объединению несовершеннолетних способствуют конформизм и мода. Среди асоциальных НОМ отечественными учеными выделяются: предкриминальные, неустойчиво криминальные и собственно криминальные (устойчивые преступные формирования, объединяемые в банды, и т.д.).

Признаки сформировавшегося асоциального НОМ: осознанное чувство принадлежности подростков к группе - противопоставление чувства общности с членами своей компании ощущению отчуждённости от других коллективов сверстников; идентификация каждого участника с групповыми нормами и ценностями; строгая субординация отношений; специфический психологический микроклимат; закрытость и замкнутость группы: круговая порука, антисоциальная субкультура; противоправность средств и способов удовлетворения групповых интересов и склонностей. Структура НОМ зависит от их устойчивости, содержания деятельности, межличностных отношений, направленности и авторитета лидера. Степень влияния НОМ на подростка, юношу зависит от подготовленности группы к совместной деятельности, уровней организованности, сплочённости, конфликтности. типов общения, групповых интересов, потребностей и норм. Особыми чертами характеризуются асоциальные НОМ возникающие в специальных учебно-воспитательных учреждениях и воспитательных колониях для несовершеннолетних. Отношения и общение внутри таких объединений регулируются неписаными законами, нормами и ценностными ориентациями, благодаря которым члены группы могут согласованно действовать. Специфические особенности асоциальных НОМ — криминальный характер деятельности (нарушение общественного порядка, хулиганство, воровство и др.), “внеколлективное” групповое поведение, статусно-ролевая стратификация членов и определенная “специализация” участников группы. В интегративных механизмах сплочения преобладают подкуп, угрозы, шантаж, показное дружелюбие, насмешки, розыгрыши, насилие.

Рост в постсоветской России преступности несовершеннолетних требует сохранения позитивного отечественного наследия и освоения передового зарубежного опыта, базирующегося на разноплановых государственных программах социального контроля за лицами с отклоняющимся поведением.

(И.П. Башкатов, М.В. Розин)

Литература: Башкатов И.П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних правонарушителей. - М., 1984; Беличева С. А. Сложный мир подростка. - Свердловск, 1984; ; Розин М.В. Из истории молодежных движений // “Татьянин день”. 1992. № 1—6.Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. - М., 1993; Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. – М., 2000


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.